Письмо, каллиграфия, шрифты, почерки...

Мы часто сталкиваемся с противопоставлением каллиграфии и леттеринга. Разница между написанными и нарисованными буквами очевидна и понятна. Но кроме леттеринга, есть целая группа понятий, смежных с каллиграфией, которые часто употребляются как подменяющие одно другое, однако имеющие разное значение: письмо (writing),  каллиграфия (calligraphy), типографика (typography), шрифт (script, shrift), почерк (handwriting), чистописание (penmanship), искусство с использованием букв (lettering art). Я пытаюсь дифференцировать эти понятия и буду очень рада, если вы поделитесь своими размышлениями об этом. Также я хочу географически сузить предмет до западной (или латинской) каллиграфии.

Письмо — это наиболее общее понятие. Эдвард Катич в книге The Origin of the Serif лаконично определил письмо как способ создания букв, при котором каждая значимая часть буквы выполняется за один штрих”. Исторически письмо развивалось в двух целевых вариациях: (1) формальное письмо для фиксации наиболее важной информации на колоннах, табличках, в книгах, официальных документах наивысшего уровня, как грамоты, удостоверения, свидетельства и т.п., и (2) курсивное письмо — которое использовалось как быстрое письмо в обычной жизни, для заметок, обучения, корреспонденции и т.п. 

Каллиграфия как формальное письмо, типографика. Западная (латинская) каллиграфия развивалась именно как формальное письмо вплоть до массового распространения печати. Одной из важных характеристик формального письма является четкая различимость и удобочитаемость текста (legibility). Формальные буквы латиницы построены на основе квадрата и круга. Такая каллиграфия по сути была ручной типографикой. Не случайно, Броди Ноеншвандер говорит, что писцы, работавшие с латиницей были скорее ти­по­гра­фа­ми, а не кал­ли­гра­фа­ми. Сейчас типографика строится на тех же принципах, что и формальная каллиграфия, только процесс технически оптимизирован.

Шрифт. Слово “шрифт” происходит от немецкого schrift, schreiben, в английском — script.  Некоторые считают неправильным, когда стили письма называют шрифтами, полагая, что это слово относится только к печатным наборным буквам. Однако, с учетом исторической наследственности от каллиграфии к типографике, шрифт — вполне точный термин для стилей формальной каллиграфии. Термин “шрифт” мы встречаем, например, у Николая Таранова, Леонида Проненко, Александра Боярского. Многие каллиграфы реализуют свои знания в типографике для разработки наборных шрифтов: например: Вадим Лазурский, Герман Запф, Карл Георг Хофер и др. Таким образом, когда речь идет о формальных каллиграфических стилях, то употребление понятие “шрифт” является обоснованным.

Каллиграфия как искусство (lettering art). Но письмо, генерируемое современными мастерами, уже никак не назовешь “шрифтом”. На курсе по жестовой каллиграфии Ив Летерм говорил: как фотография освободила художников от необходимости точно изображать реальность, так и появление типографики освободило каллиграфов от необходимости всегда писать удобочитаемо. Джон Стивенс cчитает, что слово “каллиграфия” уже не отражает все грани творчества и работы современных мастеров, работающих с буквами, и предпочитает термин lettering art. Примечательно, что 39я международная конференция, которая прежде называлась “international calligraphy conference”, на 2021 год объявлена как “international lettering arts conference”. Хочу отметить, что в английском языке слово lettering имеет более широкое понятие, чем просто рисование букв — оно означает любую работу с буквами. Броди Ноеншвандер не отказывается от термина “каллиграфия”, но раз функция по созданию удобочитаемого текста перешла типографике, то он предлагает сде­лать шаг в сто­ро­ну от кал­ли­гра­фии как тех­нич­но­го, ре­ме­слен­но­го про­цес­са бли­же к искусству, осно­ван­но­му на мыс­ли. В таком искусстве буквы являются средством, инструментом для выражения художественного замысла.

Почерк. Многие называют стили письма “почерками”: например, Наталья Торопицына, Мария Скопина, Юлия Кузнецова. В криминалистике под словом “почерк” понимают устойчивые индивидуальные характеристики письма, присущие конкретному человеку. Думаю, что общераспространенное понятие почерка такое же. Конечно, каллиграфия — не криминалистика, и может иметь особенное специальное значение для того же термина. Кроме того, практика постоянно вносит коррективы в языковые конструкции, и если набирается критическая масса употребления слова “почерк” вместо “шрифт”, а на профессиональном уровне эта тенденция уже есть, то “почерк” тоже вполне уместный термин. Хотя лично я пока в отношении каллиграфии пользуюсь словом “почерк” только в случаях, когда хочу подчеркнуть уникальную особенность выполнения стиля определенным мастером. Например, узнаваемый почерк Кристофера Хаанеса в италике, почерк Ива Летерма в жестовом письме, почерк Пола Антонио в копперплейте, почерк Луи Мадараша в курсивных стилях. 

Курсивы (лат. cursiva — беглый). И вот я возвращаюсь к курсивному письму, которое противопоставляется формальной каллиграфии, лежащей в основу типографики. Курсивное письмо было всегда, но деловое унифицированное курсивное письмо начало развиваться начиная со времен итальянского курсива, а настоящий бум был в XIX — начале XX вв. в связи ростом производства, торговли и делового оборота. Тогда возросла потребность в ведении постоянно увеличивающихся объемов делопроизводства, деловой корреспонденции, а формальные стили не подходили для этих целей, так как пишутся медленно — это время подарило нам группу стилей английского курсива и американского курсива. Цель курсивных стилей — оптимизация письма для производства быстрых и понятных записей, и безусловно такому письму надо обучаться.

Чистописание. Обычно мы учимся писать общепринятым стилем письма в школе, а предмет для обучения аккуратному и разборчивому письму называется чистописанием. Сейчас термин “чистописание” почти не употребляется, возможно он звучит как устаревший, но он точно подходит для обозначения системы обучения общераспространенным стилям письма. Одной из профессиональных систем чистописания был спенсериан (семейство близких по принципам методик американского курсива). Не случайно ни сами создатели направлений спенсериана, ни современные практикующие это письмо, не называют спенсериан каллиграфией, а используют понятие penmanship, а человека, который пишет спенсериан, назвают penman (писец). Поэтому я рассматриваю базовый и деловой американский курсив как методику чистописания, а не каллиграфию, тем более учитывая близость исторических стилей западной каллиграфии с типографикой. Что касается росчерков в курсиве и таких его разновидностей как Ornamental Penmanship, Artistic Penmanship, то это уже элементы декоративного искусства.

Автор: Бахыт Кадырова
@astercalligraphy

<  Назад

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *